Тренды, формирующие будущее платежной индустрии

Хотя 2020 год был для многих из нас сложным, безусловно, стоит отметить и положительные моменты. В последнем блоге из этой серии эксперты Compass Plus рассказали о том, что ждет платежную индустрию в будущем. Также в преддверии 2021-го мы продолжаем обсуждение самых волнующих тем предыдущего года – от Open Banking до борьбы с мошенничеством и регуляторных мер.

 

Своим мнением с нами поделились:

Бетан Купер (Bethan Cowper) – ассоциированный вице-президент, эксперт по развитию рынка и поддержке бизнеса, Европа

Сергей Путенихин – вице-президент, управляющий директор Восточной объединенной региональной дирекции, Азиатско-Тихоокеанский регион

Алексей Чумаков – начальник отдела бизнес-аналитики, Россия

Наян Раут (Nayan Raut) – ассоциированный вице-президент, директор по развитию бизнеса в регионе, Азия

Рафаэль Марино (Rafael Marinho) – директор по продажам в регионе, Бразилия

Мохамед Хиджази (Mohamed Hijazi) – ассоциированный вице-президент, директор по развитию бизнеса в регионе, Ближний Восток

Патрик Моват (Patrick Mowatt) – директор по продажам в регионе, Африка

 

БК: В 2020 году в центр внимания мировой общественности попали несколько ключевых направлений платежной индустрии, а в 2021 году они должны стать стратегическими направлениями деятельности.

Широкий доступ к финансовым услугам, независимо от географии. Финансовые институты и правительства продолжат работу по сокращению числа не охваченных банковским обслуживанием людей, как с помощью создания целевых финансовых продуктов, так и через агентские банковские сети.

Безопасность. В случае любого крупного события мошенники всегда адаптируются первыми, они приспосабливаются к поведению потребителей и извлекают свою выгоду из любой неразберихи. В 2021 году гораздо больше внимания будет уделяться безопасности и предотвращению мошенничества при совершении платежей, причем на всех этапах: от разработки правильной стратегии для предотвращения мошеннических атак до обучения потребителей тому, на что нужно обращать внимание и как защититься от мошенничества.

Наряду с ростом в геометрической прогрессии электронной коммерции в 2020 году наблюдался рост мобильной коммерции и увеличение скорости распространения мобильных каналов в целом.  Пользователи загружали мобильные приложения чаще, чем когда-либо, и совершали больше мобильных платежей. Исследование DeVere Group показало, что в 2020 году в Европе и США финансовые приложения использовались на 73 % чаще, при этом 67 % потребителей планируют продолжать использовать приложения и после пандемии.

Наконец, взаимодействие и партнерство вендоров и финансовых институтов.  Очевидным фактом является изменение взаимоотношений сторон в индустрии платежей. Способ взаимодействия по принципу «рабов и хозяев», сложившийся в 90-е годы (независимо от того, кто находился в зависимом положении, вендор или клиент), наконец изжил себя, и заинтересованные стороны сплотились для решения проблем и управления бизнесом. В 2021 году финансовые институты продолжат поиск партнеров, разделяющих их взгляды и обладающих опытом и знаниями, достаточными для достижения поставленных целей.

 

СП: В Азиатско-Тихоокеанском регионе рынок насыщен различными приложениями для мобильных платежей. Я предвижу, что эта тенденции сохранится, но постепенно приложения тем или иным образом объединятся в единую платформу или будет разработано SuperApp, которое, вероятно, будет сочетать в себе платежи, идентификацию и маркетплейс.

 

АЧ: Отрасль движется в направлении более открытого и стандартизированного способа расчетов, особенно после внедрения по всему миру инициатив Open Banking. Повсеместно мы наблюдаем сдвиг в сторону парадигмы открытого банкинга, когда финансовые институты оказывают платежные и информационные услуги в соответствии с национальными, региональными или глобальными стандартами. В настоящее же время платежных стандартов несколько (включая «местечковые» реализации), и они, по моему мнению, скорее представляют собой разрозненную систему, нежели стандарт, который бы работал во всей отрасли.

 

НР: Я предвижу, что в странах первого мира в области платежей произойдет серьезная цифровая трансформация, ключевыми факторами при этом станут мобильные платежи и решения для обнаружения и предотвращения мошенничества. В сравнении с прошлым роль безопасности сейчас гораздо более велика, что отчасти объясняется использованием огромного количества дистанционных сервисов.

Также, насколько можно судить, и в остальном мире цифровизация будет набирать обороты, но я не думаю, что использование традиционных банковских каналов (банкоматов, POS-терминалов и карт) отойдет на задний план. Мы уже можем сказать, что в связи с пандемией COVID-19 спрос на бесконтактные и мобильные платежи увеличился, однако, когда ограничения ослабнут и люди смогут свободно передвигаться, возможно, мы снова будем наблюдать рост использования наличных денег и карт.

Что касается архитектуры развертывания, многие финансовые и технологические организации будут рассматривать облачные инфраструктуры. Для этого необходимо будет решить вопросы, связанные с ограничениями в отношении данных, введенными для конкретных стран.

 

РМ: Я думаю, что Азия, Европа и Америка продолжат оставаться лидерами происходящей в настоящее время платежной цифровой революции, но вместе с тем некоторые региональные особенности, например способы внедрения цифровых технологий и нормативные требования, будут диктовать определенные условия.

В частности, во всем мире центробанки действуют согласно регуляторным мерам, принятым в конкретных странах, что может ускорить или отсрочить изменения либо потребовать соблюдения определенных внутренних условий. Возьмем для примера бразильское решение для мгновенных платежей PIX, запущенное и управляемое Центральным банком Бразилии и служащее платформой для построения банками своих решений на ее основе. Таким образом, в бразильском сценарии PIX является универсальной основой, которая удовлетворяет требования всех игроков рынка и клиентов и создает базу для создания различных современных инициатив в рамках Open Banking, таких как открытое финансирование.

 

МХ: Я предполагаю, что в 2021 году спрос на бесконтактные транзакции и поддержку сторонних способов оплаты, таких как Apple Pay, Google Pay и т. д., возрастет, поскольку именно этого ожидают потребители. Мы также будем наблюдать повышенный спрос на дистанционный и мобильный банкинг, в том числе с использованием искусственного интеллекта.

 

ПМ: Стремление к увеличению количества цифровых продуктов определенно станет возможностью для роста в будущем. В Африке в целом, карточные ассоциации, скорее всего, будут еще агрессивнее продвигать свой продукт, инвестировать в проекты или даже полностью финансировать некоторые из них. Также, возможно, Всемирный банк увеличит финансирование большего количества платежных проектов, как это происходит в течение последних двух лет.

Я также ожидаю, что регулирующие органы изменят свой подход, чтобы удовлетворять потребности и людей, и стран в целом, потому что некоторые регуляторные меры устарели и стали слишком жесткими для современных реалий. Скорее всего, будут приняты более мягкие правила, которые на самом деле пойдут на пользу индустрии платежей и будут способствовать ее развитию.