Еженедельный обзор - 22.03.2021

Обзор мировых новостей о финансовых технологиях и платежной индустрии

В обзоре этой недели мы предлагаем вам ознакомиться с новой порцией новостей о том, как пандемия повлияла на платежную отрасль. Так, коронавирус сподвиг многие иностранные банки рассмотреть вариант объединения своих банкоматных сетей, а российские – увеличить выпуск цифровых карт и чаще использовать курьерскую доставку своих банковских продуктов.

В нашем еженедельном обзоре вы найдете самые значимые новости отрасли за последнюю неделю.

  • Банки задумались об объединении банкоматных сетей из-за снижения использования наличных
  • В России наращивают эмиссию цифровых карт
  • Российские банки развивают курьерскую доставку карт

 

Банки задумались об объединении банкоматных сетей из-за снижения использования наличных

По данным исследовательского агентства RBR, в связи со спадом в использовании наличности банки по всему миру рассматривают возможность объединения своих банкоматных сетей или совместного использования банкоматов с целью экономии финансов.

Наряду с некоторыми странами Европы, в том числе Финляндией и Швецией, которые за последние 40 лет добились определенных успехов в объединении банкоматных сетей, некоторые крупные банки Нидерландов и Бельгии начали двигаться в том же направлении. В последние годы Австралия, Индонезия и Япония также сделали шаг в эту сторону, в Португалии и Швейцарии процесс объединения банкоматных сетей также набирает обороты.

«Поскольку на банки давит бремя расходов на обслуживание банкоматов, а рентабельность этого канала взаимодействия с клиентами снижается, объединение банкоматных сетей и их совместное использование позволит банкам сохранить повсеместную распространенность банкоматов и в будущем производить их обслуживание более эффективно и экономично», – заявил Роуэн Берридж (Rowan Berridge), руководитель исследовательского направления в RBR.

 

Российские банки наращивают эмиссию цифровых карт

Карантинные ограничения дали толчок развитию цифровых банковских карт: только за прошлый год (по сравнению с 2019 годом) их доля в общей эмиссии, по оценкам банкиров, выросла до 15–40 % в зависимости от банка. Такие карты уже привычны гражданам и позволяют банкам существенно экономить. Лидеры рынка рассчитывают в течение двух-трех лет достичь соотношения цифры и пластика в картах 50 на 50.

Ведущие банки страны активно предлагают своим клиентам виртуальные карты наравне с пластиковыми, что в дальнейшем снизит расходы на эмиссию, отмечает ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Айсылу Алексеенко.

В то же время полного перехода на цифровые карты эксперты пока не ждут. «Не везде есть техническая возможность оплаты без пластика, кроме того, для многих пользователей важно физическое подтверждение наличия карты», – отметила проектный лидер по направлению банковских карт Frank RG Анна Стогниенко.

 

Банки в России развивают курьерскую доставку карт

Пандемия ускорила развитие курьерской доставки банковских продуктов на дом. В среднем 80 % эмитируемых карт клиенты получают именно таким образом. При этом доставленные на руки карты активируются вдвое чаще, чем те, что ждут клиента в отделении. Однако подобный сервис требует от банков дополнительных затрат либо на создание собственной курьерской службы, либо на привлечение сторонней компании.

Сегодня около двух третей банков из топ-30 предоставляют услуги курьерской доставки карт клиентам, приводит данные руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Deloitte Екатерина Трофимова. Для сравнения: до пандемии лишь 40 % крупнейших банков предлагали такую услугу, и она была скорее эксклюзивной, чем стандартной.

Получение карты требует процедуры идентификации клиента, для этих целей нельзя использовать обычных курьеров: банки должны либо самостоятельно создавать курьерские службы, либо привлекать специализированные компании финдоставки. По сути, курьер является полноценным агентом банка, который верифицирует данные клиента, помогает устанавливать мобильное приложение и др. В среднем доставка одной карты обходится в 800–1000 руб. Сегодня на рынке работают четыре подобных крупных сервиса.