Menu

Попала ли Система быстрых платежей в яблочко?

Хотя с момента запуска Системы быстрых платежей (СБП) прошло уже больше года, вокруг нее до сих пор не утихают жаркие споры. Сейчас основной вопрос, будоражащий умы многих участников платежного рынка, – это получилось ли у продукта Центробанка и НСПК стать успешным и востребованным у потребителя? Для ответа обратимся к статистике.

Согласно данным Центробанка РФ, в мае россияне с помощью сервиса выполнили свыше 2 млн переводов на сумму более 20 млрд рублей, что в 1,2 раза больше по количеству транзакций и в 1,3 раза больше по сумме переводов, чем в апреле. На это повлияли несколько факторов: отмена комиссий за переводы с 1 мая, подключение Сбербанка к СБП, ну и, конечно же, ситуация с коронавирусом. Кроме роста популярности P2P-переводов, ритейлеры отмечают рост количества оплат через СБП по QR-коду: например, в Wildberries число транзакций за апрель возросло в 14 раз по сравнению с предыдущим месяцем. Общие показатели за всё время работы СБП на 1 июня 2020-го составили 16 млн операций объемом 135 млрд рублей, в то время как за весь 2019 год – 70 млрд рублей и чуть более 8 млн операций. Прогресс налицо, но, несмотря на рост популярности, общая доля перечислений через СБП пока находится на сравнительно невысоком уровне — 10–15 %.

Бесспорно то, что СБП вызвала небывалый интерес у населения, в связи с чем многие топ-менеджеры крупных банков стали возлагать на нее большие надежды. СБП больше не считают «принудительным счастьем», теперь она имеет большой потенциал для выравнивания условий конкуренции на банковском рынке. Более того, оказалось, что игроки финансового рынка надеются, что сервис в будущем избавит клиентов от так называемого «зарплатного рабства», которое является болевой точкой не только локальных, но и системообразующих банков. Что ж, поживем – увидим.