Menu

Мобильный банкинг: ключ от всех дверей или игрушка для самых рисковых?

Не секрет, что сегодня мобильный банкинг является одним из наиболее востребованных видов дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в России. При этом банковская система нашей страны крайне благоприятна для быстрого внедрения и еще более быстрой популяризации самых современных платежных решений. Казалось бы, этих двух факторов достаточно, чтобы банки приложили все необходимые усилия для разработки идеального мобильного продукта, который способен стать для них решающим фактором в конкурентной борьбе. Но как в реальности складывается ситуация на рынке?

Сначала остановимся на востребованности мобильного банкинга. В 2019 году Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос на тему того, какие каналы общения с банком предпочитает население, и оказалось, что банковским приложением пользуется каждый второй россиянин. Более того, по данным издания «Комсомольская правда», в прошлом году жителями России с помощью мобильного банка было выполнено денежных переводов почти на 30 триллионов рублей, это астрономическая сумма! 2020-й значительно ускорил темпы роста популярности банковских платежных приложений, и в некоторых банках доля кредитов, выдаваемых с участием мобильного банка, достигла немыслимых ранее 50 %.

Самые различные факторы сыграли роль в столь значительном успехе мобильного банкинга, и одним из важнейших является уровень сервиса. Например, согласно исследованию Mobile Banking Rank 2019, общий уровень качества поддержки по повседневным вопросам значительно вырос по сравнению с результатами 2018 года: клиент действительно может получить ответы на свои вопросы, не обращаясь в консультационный центр или банковское отделение. В целом, общий уровень развития «цифрового офиса» вырос, и круг задач, которые банки решают в своих мобильных приложениях, значительно увеличился, при этом такие функции, как платежи по расписанию и автоплатежи, подписка на уведомления о счетах и штрафах, привязка карты другого банка для пополнения своего счета стали доступны повсеместно.

На первый взгляд, в мобильном банкинге прекрасно всё, но есть несколько важных проблем, с которыми банки справились еще не до конца. Самая главная из них – безопасность. Действительно, смартфоны часто становятся мишенью для хакеров, однако поставщики программного обеспечения для мобильного банкинга постоянно совершенствуют механизмы защиты, предлагая своим клиентам высокий уровень безопасности – отражение 99 % мошеннических атак. Кроме того, технология токенизации обеспечивает шифрование данных и безопасность их передачи, и даже если злоумышленник сможет украсть токен, то он все равно не сможет вывести деньги с карты.

Есть и несколько более мелких вопросов, которые банкам предстоит решить, например, приложения по-прежнему неудобны людям с ограниченными возможностями. К тому же, важное значение приобретает опция «персональный финансовый менеджер», которая бы одновременно напоминала о платежах, планировала траты, помогала экономить и в нужный момент предлагала банковские продукты. Пока она развита очень плохо.

Однако на рынке уже существуют удачные примеры современного мобильного банка. Например, сервис MobiCash, внутри которого легко организовать и поддерживать не только базовую банковскую функциональность (заказ или блокировка банковской карты, управление лимитами и многое другое), но и взаимовыгодный информационный обмен между банком и клиентом. Первый получает необходимую информацию о действиях, совершаемых клиентом в его профиле на странице MobiCash, за весь период использования сервиса, а клиенты же, в свою очередь, получают возможность совершать платежи «здесь и сейчас», а также доступ к программам лояльности предприятий, статистические данные по расходованию собственных средств и т. д.

Фактически MobiCash представляет собой так называемый SuperApp – своеобразную экосистему со множеством различных цифровых сервисов, к которой так стремятся многие банки. Самые гибкие из них имеют смогут воспользоваться лучшими практиками и технологиями, чтобы создать многофункциональный продукт для дистанционного взаимодействия с клиентами, отказаться от которого пользователям будет сложно и совершенно не выгодно.