Еженедельный обзор - 23.11.2020

Обзор мировых новостей о финансовых технологиях и платежной индустрии

На прошлой неделе Южная Африка объявила о том, что официально прекращает прием бумажных чеков к концу 2020 года. Тем временем российские компании продолжают разработки в области высоких технологий: «Яндекс» заинтересовался финтехом, а некоторые российские банки идентифицируют клиентов прямо на входе в банковское отделение.

 

В нашем еженедельном обзоре вы найдете самые значимые новости отрасли за последнюю неделю.

  • Банки Южной Африки прекращают выпуск и прием чеков с 2021 года
  • «Яндекс» планирует стать финтехом
  • Российские банки стали распознавать клиентов на входе в офис

 

Банки Южной Африки прекращают выпуск и прием чеков с 2021 года

Озабоченность вопросами безопасности, и не только информационной, стала одной из причин того, что Южноафриканский резервный банк (SARB), Управление по вопросам поведения в финансовом секторе (FSCA), Южноафриканская ассоциация плательщиков (PASA) и Южноафриканская ассоциация банков (BASA) приняли решение о постепенном прекращении выпуска и приема бумажных чеков с начала 2021 года.

SARB дал следующий комментарий об информировании банковских клиентов об изменениях: «Ожидается, что банки будут активно общаться со своими клиентами до и после прекращения выпуска чеков и, кроме того, будут обучать своих клиентов альтернативным электронным способам оплаты».

Пандемия COVID-19 также стала причиной постепенного отказа от бумажных чеков, причем количество операций с использованием чеков заметно снизилось с начала этого сложного периода.

 

«Яндекс» планирует стать финтехом

Несмотря на отказ от планов слияния со Сбербанком, а затем и с банком «Тинькофф», российская IT-компания «Яндекс» продолжает проявлять интерес к финансовому рынку. «Мы будем сами заниматься финтехом, будем сами его развивать», – заявил управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян.

Еще в августе «Яндекс» подал заявки на регистрацию нескольких десятков брендов финансовой тематики: «ЯБанк», «ЯТрейд», «ЯВалюта» и др., а недавно был назван срок появления «условно» кредитной карты от «Яндекса» – порядка 12 месяцев.

Компания сейчас определяется со стратегиями развития финансового направления. «Будем ли мы это делать в партнерстве, будет ли это неорганический рост с помощью, возможно, покупки или объединения с другими игроками или, может быть, все начнем с нуля. Я думаю, что буквально в ближайшие месяцы или даже недели у нас будет понимание этой стратегии и мы будем продвигаться в этом направлении», – пояснил топ-менеджер.

Однако уже известно, что «это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», – сообщил Тигран Худавердян. Открытие банковских отделений «Яндекс» даже не рассматривает.

 

Российские банки стали распознавать клиентов на входе в офис

Ряд российских банков запустил распознавание клиентов по лицу на входе в отделение. Технология заработала в нескольких отделениях Альфа-Банка, пилотные проекты вот-вот планируют запустить ВТБ и «Открытие». В Промсвязьбанке, Банке ДОМ.РФ и Почта Банке решения находятся на стадии проработки.

Несмотря на общий посыл, в каждой кредитной организации особенности работы технологии и решаемые с ее помощью задачи имеют свои отличия. Например, в Альфа-Банке система узнает клиента, ранее оставлявшего биометрические данные, и передает сотруднику необходимую информацию: имя, используемые сервисы, возможную причину посещения. При получении талона в терминале система приветствует человека по имени и показывает на экране персонализированные предложения услуг и сервисов.

Несмотря на всеобщую тенденцию перехода в онлайн-банкинг, эксперты считают, что индивидуальные предложения, сделанные лично менеджером в банке, повысят их конверсию по сравнению с рассылкой SMS-уведомлений.

Также практическую пользу системы распознавания лиц специалисты видят в ее возможности сравнивать клиента с черными списками банка и определять мошенников уже на входе в отделение. При этом важно, отмечают эксперты, чтобы биометрическая идентификация не вызывала у клиентов ощущения слежки и негативных эмоций.