Menu

Есть ли будущее у «пластика» в России?

На волне стремительно растущей популярности бесконтактных платежных технологий в России классические пластиковые карты начинают восприниматься современными потребителями как нечто устаревшее и остановившееся в своем развитии. Есть ли будущее у пластиковых карт и какая ситуация сейчас сложилась на рынке, мы решили узнать у вице-президента и директора Центральной региональной дирекции компании Compass Plus Алексея Осипова.

 

Правда ли, что классические банковские карты вот-вот канут в Лету?

АО: Многие эксперты уже который год предрекают «смерть» классическим пластиковым картам, но статистика говорит об обратном. Согласно ЦБ РФ, количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, на начало 2020 года составляло 285,8 млн, в то время как на начало 2019 года оно исчислялось 269,6 млн. Интересно, что эта цифра почти в два раза превышает число жителей  России – около 146 млн человек, по данным на январь 2020 года. Безусловно, альтернативные методы платежей, основанные на технологиях токенизации и использовании виртуальных карт, начинают наступать на пятки физическим, а такие сервисы, как Система быстрых платежей (СБП), очень стимулируют переход платежей и переводов в виртуальную реальность. Однако не стоит забывать, что только в крупных городах России инфраструктура приема платежей готова к полному переходу на бесконтактные технологии и что 89 % населения, согласно опросу Левада-центра в 2019 году, до сих пор регулярно пользуются наличными и банкоматами. Я всецело поддерживаю цифровизацию платежей, но это должен быть органичный процесс, а это может занять довольно продолжительное время.

 

Что представляет из себя банковская карта в современной России?

АО: Карта теперь не просто средство оплаты, а ключ ко многим банковским сервисам, более того, иногда это источник дополнительного дохода, например, при активном использовании кэшбэка или накопительных программ. Помимо этого, существенно изменились требования пользователей к банковским картам. Если раньше практически единственным пожеланием была надежность совершения транзакций и люди в основном ориентировались на бренд, то сейчас сама карта ушла в тень и на первый план вышли продуктовые преимущества: удобство мобильного банка, условия получения карты, стоимость обслуживания, наличие кэшбэка, программ лояльности и привилегий.

 

Каким вы видите развитие платежей с использованием банковских карт в России?

АО: Несмотря на сложившуюся в мире непростую ситуацию с пандемией COVID-19, я наблюдаю позитивные тенденции в платежной индустрии. В первую очередь, это, конечно, бурное развитие мобильной и интернет-коммерции, которое коронавирус только подстегнул. По данным исследования, проведенного AdvantShop, в апреле 2020 г. новые интернет-магазины открывались почти в два раза (на 99,02 %) чаще, чем в январе, феврале или марте, и в полтора раза чаще, чем в апреле прошлого года. Общий оборот топ-100 интернет-магазинов в России тоже бьет все рекорды: в апреле средний месячный оборот вырос на 23,91 % по сравнению с предыдущим месяцем и примерно на 36 % в сравнении с апрелем 2019 года. Данный тренд оказывает существенное влияние на развитие не только безналичных платежей в целом, но и платежей с использованием технологий, альтернативных классической банковской карте, в частности.

Что касается классических платежей и переводов с использованием банковских карт, то они становятся все удобнее и выгоднее для потребителей. В качестве примера можно привести отмену банковского роуминга в России с 14 июня 2020 года, о которой говорилось уже довольно давно. Именно с этой даты банкам будет запрещено удерживать комиссию за перевод денежных средств между физлицами, если счета плательщика и получателя открыты в одном банке, но в отделениях, находящихся в разных регионах России. Еще одним позитивным трендом для РФ является усиление позиций и масштабов использования карт национальной платежной системы «Мир». С конца января 2020 года наличие карты этой платежной системы стало обязательным при получении мер социальной поддержки. А с октября 2020 года на карты «Мир» переведут и пенсионное обеспечение. Кроме того, пользователи все чаще самостоятельно выбирают карты этой платежной системы, потому что они не уступают своим международным аналогам на территории России и обладают целым рядом уникальных преимуществ, к которым относится, например, программа лояльности НПС «Мир» с рублевым кэшбэком от крупнейших компаний РФ, действующая параллельно с программой лояльности банка-эмитента, что вдвойне выгодно для держателя карты.

 

На что в итоге стоит сделать ставку банкам: «пластик» или виртуальные технологии при проведении расчетов?

АО: Очевидно, что мир движется в сторону цифровизации, но пластиковая карта пока все-таки более широко используемый инструмент, с помощью которого клиент в современных условиях может практически повсеместно оплатить покупку и получить доступ к большинству финансовых сервисов. Тем не менее, тренд на изменение форм-фактора очевиден, и технологии, связанные с виртуализацией и токенизацией карт, открывают как для бизнеса, так и для конечных потребителей новые возможности. В ближайшей перспективе банкам не стоит пренебрегать обоими финансовыми инструментами. Мы, в свою очередь, всегда рады помочь банкам превратить пластиковую карту в удобный, гибкий и современный инструмент как для проведения непосредственно расчетов, так и для взаимодействия банка со своими клиентами и предоставления им дополнительных услуг.