Menu

Что такое Beyond Вanking и с чем его едят?

Однозначно можно сказать, что за последнее десятилетие банковская индустрия встала на путь цифровизации, а вот дальнейший вектор ее движения предугадать довольно сложно. В платежном пространстве постоянно появляются различные идеи и теории, предлагающие порой диаметрально противоположные концепции дальнейшего развития. Самая известная из таких концепций, Open Banking, о которой мы подробно писали ранее, уже открыла множество новых возможностей для маленьких банков и финтех-стартапов, которые теперь получили доступ ко всей банковской инфраструктуре.

Но прогресс не стоит на месте, и сегодня на смену Open Banking приходит новая концепция – Beyond Banking («больше, чем банк»), которая предоставляет возможность использования банковской инфраструктуры не только поставщикам финансовых услуг, но и медицинским, туристическим, телекоммуникационным компаниям, участникам индустрии развлечений и другим не связанным с платежной сферой компаниям. Принцип работы Beyond Banking довольно прост: при помощи мобильного приложения или специального сайта банка клиент может воспользоваться не только банковскими услугами, но и приобрести билет на самолет, забронировать отель, заказать доставку еды, записаться в поликлинику и сделать многое другое.

Но как же реализована эта бизнес-модель? Она базируется на все том же инструментарии Open API, обеспечивающем передачу данных между информационными системами различных сервисов c использованием стандартных протоколов обмена данными. Внутри Beyond Banking банки строят свою собственную экосистему, создавая мультиплатформенные продукты в партнерстве с небанковскими технологическими компаниями, что позволяет банкам значительно сократить процесс разработки и ускорить вывод новых технологических решений на рынок. Интересно, что, становясь полноценной экосистемой, банки конкурируют уже не только друг с другом и с участниками финансовой индустрии (страховыми, инвестиционными компаниями, финтехом и т. д.), как в случае с Open Banking, но и с представителями других сегментов потребительского сектора.

Для обычных пользователей вся прелесть Beyond Banking заключается в едином доступе не только к банковским, но и к множеству других услуг, что значительно экономит время потребителей и избавляет их от необходимости использовать несколько приложений на своем смартфоне.

Такие экосистемы уже существуют. Возьмем для примера Amazon, начинавший с торговли книгами, а сейчас ставший полноценным онлайн-маркетплейсом. Более того, сейчас он способен предложить интересные продукты и бизнес-сообществу, например, таким решением является Amazon Web Services (AWS) – облачная платформа для центров обработки данных. В России определенные шаги в этом направлении сделал Сбербанк. Он приобрел медицинский сервис, запустил онлайн-площадку для физлиц по возврату налогов, развивает туристическое направление, выпускает сим-карты под своим брендом и совсем не собирается останавливаться на этом наборе сервисов. Вторым заметным финансовым институтом на этом поприще является Тинькофф-банк, который помимо собственных банковских и страховых продуктов предоставляет партнерские туристические, ипотечные и брокерские услуги.

Концепция Beyond Banking имеет большой потенциал по нескольким причинам. Во-первых, она позволяет даже самым нестандартным и инновационным финансовым институтам успешно функционировать на рынке за счет синхронизации систем с провайдерами базовых банковских и небанковских услуг. А во-вторых, концепция вполне соответствует духу времени, отдавая приоритет удобным сервисам, что позволяет сформировать тот самый так страстно желаемый бесшовный клиентский опыт.